rintra

Categories:

10 дней, которые... 30 марта: вчера и сегодня

30 марта стало днем дальнейшего знакомства с историей и современной культурой Ульяновска. За историю отвечал музей Гончарова, за современность – спектакль Enfant Terrible «Тот, который платит».

Я же уже писала, что Ульяновск – город музеев? Это не случайно; причиной тому не только широкий культурный контекст города. Стремление вспомнить и возродить – это стремление залечить раны памяти: например, мы узнали, что в городе, который славился тремя десятками церквей и соборами, к 1940 году осталась лишь одна церквушка на кладбище. ВСЕ остальные церкви на родине Ленина снесли, разломали – какие по приказу свыше, какие просто от усердия. Наверное, такого масштаба разрушений храмов больше в России не было. 

В башенке дома, в котором родился и жил Иван Гончаров, сегодня работают городские часы, местный Биг-Бен, который когда-то размещался на колокольне Спасо-Вознесенского собора. 

Часы эти сделаны в Англии в 1868 году и подарены городу губернским предводителем дворянства графом В. П. Орловым-Давыдовым. Можно увидеть их механизм и послушать бой, – доносящийся как будто из прошлого. 

Сам музей Гончарова – большой, уютный, обаятельный, со знающими сотрудниками. Нам представили все этапы жизни Ивана Александровича в интерьерах, начиная с детской комнаты, с неизбывным сундуком няни, самодельными игрушками и щеглом. 

Не миновали мы и подвала, узнали, что такое сусек (большой сундук для сыпучих продуктов). 

Большая семья рано потеряла кормильца: мать Гончарова осталась с четырьмя детьми одна. В воспитании Ивана большую роль сыграл его крестный, дворянин и морской капитан Николай Николаевич Трегубов, снимавший у Гончаровых две комнаты. Именно он учил будущего писателя языкам и заразил страстью к морским походам – что воплотится в путешествии на фрегате «Паллада». 

Рассказ экскурсовода перемежается просмотром видеороликов: вот история дома, воссозданная в компьютерной графике, а вот сам юный Гончаров в университете. Хотя подлинных вещей из семьи сохранилось не так много, в музее множество предметов старинной мебели, любовно воссозданы тематические уголки и модели. 

Гончаров всю жизнь служил (мать отписала наследство сестрам), а писал только в перерывах, в отпусках – и потому остался автором лишь трех романов, трех «О», как шутят в музее («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»). «Обломова» он написал за семь недель, стремительно, в Мариенбаде: ни один другой роман не был им написан так быстро. 

Писатель пережил несчастную любовь и никогда не был женат. Но, подобно своему крестному, в зрелом возрасте он помогал растить троих детей вдове своего слуги.  

Возле выхода, – родословное древо семьи. 

А еще – фотозона с костюмами. Замечательный штрих. 

Из уютного музея – в уютный театр. Подтягиваются на чаепитие зрители: такого большого, семейного, стола я не видела ни в одном театре! Это очень вдохновляющая среда, среда настоящего общения, где внимательный слушатель может оценить и обстановку в городе, и мнения о театрах, - и просто нарисовать себе портрет зрителя Enfant Terrible.

Сегодня зритель взрослый: дают «недетскую сказку постмодернизма» по пьесе Ива Жамиака «Месье Альмикар, или Человек, который платит». 

История о человеке, который решил купить себе иллюзию семьи и дружбы, в постановках решается по-разному, чаще всего как чистая комедия ситуаций.

С этого начинает и режиссер, Дмитрий Аксенов: первые «подачи» чисто комедийные, но уже в них ощущается продуманное наполнение персонажей человеческим содержанием. 

Нервный, играющий в режиссера своей жизни Александр – Борис Абашин. Анна Дулебова играет Элеонору – изысканную, несколько высокомерную, высокородную даму, породистую до кончиков ногтей, – и право же, образ убедителен. 

Ярослав Щедров играет бездомного оборванца, который «с естественной веселостью» должен играть друга главного героя – да, в этой пьесе игра удваивается и утраивается, и не всегда ясно, на каком уровне может располагаться искренность.

 Замечательно свою небольшую роль воплощает Татьяна Леонова: ее высокородная теща одновременно забавна и вызывает сопереживание, образ выстроен до мелочей точно. Вирджиния Кристины Сабировой, порывистая, резкая, и наивный герой Ильи Зызина представляют юное поколение, особенно резко реагирующее на вынужденную (или выбранную?) ложь.

Сцена-трансформер позволяет создать самое разное пространство, и в этом спектакле зрители сидят по три стороны от сцены, а действие свободно движется вокруг них. Планшет сцены завален «золотой пылью» – мишура, которая взметается при движениях, липнет к подошвам героев: здесь же платят. На кирпичной стене подвешены пистолет (да-да, тут все по заветам классиков), тапки, мини-полочки для посуды… А в роли своеобразного отсекателя пространства «висит» барная стойка, она же люстра, подсвечивающая золотую «пыль».

Очевиден комедийный потенциал пьесы – и так же очевидно стремление театра насытить эту историю драматическим содержанием, сделать несложный сюжет точкой размышления о современности. Недаром в подзаголовке заявлен «постмодернизм»: история рассыпается на смешные и несмешные цитаты, герои и вещи существуют будто аппликации на общем золотистом фоне. В чем-то это спектакль о правде и лжи, в чем-то – о природе театральности, но по большому счету – о современности.  


promo rintra august 14, 2014 17:47 13
Buy for 100 tokens
В этом году мне и моей семье вдруг улыбнулась удача. Так сошлись звезды, что я выиграла поездку в Турцию от туроператора tui_travel. История удивительная, доказывающая, что чудеса случаются :) Мы выбрали июль (июнь к тому времени как-то кончился!) и решили дополнить наш дуэт до…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded