rintra

Category:

10 дней, которые... 29 марта: ось от колеса

Театр Enfant Terrible, «несносное дитя», воплощение театральной альтернативы в Ульяновске, умеет не только разыгрывать «в лицах» грустные и смешные истории, но и отлично работать с куклами. Спектакль «Чудесные странники» по сказке Дмитрия Аксенова – кукольная история, которая многое может рассказать и детям, и взрослым.

Традиционное вступление от Дмитрия Аксенова – режиссера и автора сценографии и кукол (на сайте театра художник значится как Константин Мельников: это тот псевдоним, под которым Аксенов получил «Золотую маску»). 


Начало спектакля – диалогичное в прямом смысле. Выходят три женщины в платках, и каждая хочет рассказать свою сказку: одна о домике, другая о лошади, третья о корове… Перебивают друг друга, разноголосица! И тут сзади звучит колокольчик: знак высшего (пусть авторского, режиссерского) присутствия. И рассказчицы послушно умолкают, только Кристина Сабирова грустно бросит – в ее домике «даже отопление было», – унося свою невысказанную историю. Потому что есть сюжеты поважнее.

И начинается – волшебство. Звучат слова заговора – на четыре голоса, не различить, но понимаешь, что происходит магия: «Стану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами…». И видишь эту магию: на глазах зрителей в синеватой полутьме, на подвешенном планшете создается деревенька; ложится на землю покрывало снегов, становятся церкви и домики, загораются зимние окошки… 

Звучит балалаечный, очень уместный здесь Бах, сразу придавая картинке солярисовскую созерцательность. И возносится деревенька наверх – небесная твердь сотворенного мира. 

Сказка о странниках – одновременно история и традиционная (в духе «Мороза Ивановича» и «Подарков феи»), и необычная. Автор не удовольствуется традиционным выводом архаичной справедливости: доброму доброе, злому злое. В его мире главное – любовь; она способна на многое, и в том числе на прощение всякого зла и ущерба.  

История рассказывается сказовым, затейливым, арабесочным языком – пословиц Даля, приговорок и смешных народных оговорок. И если поначалу эту густую вязь юмора не всегда разберешь (так и сыплют куклы говорком), то потом втягиваешься, и всякое лыко оказывается в строку: и «седина бобра не портит», и «кровеедческий музей», и «склепатура» вместо скульптуры… 

На сцене выстраивается несколько уровней отношений: между куклами, между кукловодами и перекрестно. И когда персонажи покрикивают: «Татьяна!» – и Татьяна Леонова послушно забирает то тазик, то плошку, становится очень смешно от нарушения законов и перспектив кукольного мира. Вообще кукольный и актерский план выстроены качественно и на точных уровнях.

Куклы-животные выразительны и немного печальны: ну еще бы, вечно голодные, вон весь хлеб у Маши поели… А облик людей напоминает старинные резные деревянные игрушки: строгое, длинноватое лицо Маруси, щекастая, похожая на обезьяну (до своего преображения) Дуська, скуластые и бородатые старички. 

Образы получились выпуклыми и интересными: заботливая и смиренная Маруся (Кристина Сабирова) выносит все придирки сестры и готова угостить всех; старички говорят дивным глубоким голосом (Иван Альгин), среди животных выделяется забавный осел-«гастарбайтер», с его южным «акцентом». Особенно ярким вышел образ Дуси (Наталья Ляхова): не просто «отрицательная» героиня, а вечно занятая, искажающая мир вокруг себя и страдающая от этого, естественная тревожная эгоистка – честное слово, ей больше сочувствуешь, чем осуждаешь. 

В спектакле несколько раз меняются локации, и в эти моменты звучат тексты, напоминающие духовные стихи – и, внезапно, проговаривается начало «Коней беспредела» Гребенщикова: «Да потеряли ось от колеса». Содержание спектакля – собственно, поиск той самой оси; и, когда в итоге приходит всепрощение (прощение вредной и жадной Дуськи), спектакль завершается неожиданной и в то же время очень логичной сценой – вертепом. Тут и все животные, и бородатые чудесные странники; и звучит тихий текст о бодрствующих в ночи, и идет свет от плетеной колыбельки.

Так зимняя история о «подарках чудотворца» становится святочным рассказом. Христианская дидактика воплощается деликатно и ненавязчиво, проистекает из классического сказочного сюжета как его гуманистическое продолжение. 

На обсуждении Алексей Кокин отметил магическую суть хорошего кукольного театра, логичность и красоту выстроенного мира, точность кукольного и актерского сосуществования, органичность музыки и текстов. Елена Соловьева подметила, что общая тема спектаклей театра – поиск града Китежа, изначальной России-Руси, даже изначального смысла– тема эта очень насущная и важная. При этом театр идет от слова, вначале было Слово – а действие ритмично и хорошо выстроено. Валерия Приходченко и Алексей Кудрявцев отметили гиперпрофессионализм актеров, их универсальность, и назвали спектакль маленьким шедевром.   

promo rintra august 14, 2014 17:47 13
Buy for 100 tokens
В этом году мне и моей семье вдруг улыбнулась удача. Так сошлись звезды, что я выиграла поездку в Турцию от туроператора tui_travel. История удивительная, доказывающая, что чудеса случаются :) Мы выбрали июль (июнь к тому времени как-то кончился!) и решили дополнить наш дуэт до…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded