Вера Сердечная (rintra) wrote,
Вера Сердечная
rintra

Category:

В поисках гравицаппы. "Притяжение" - фильм-катастрофа о нас самих

- Сюда нельзя! Это секретный правительственный объект!
- Я к папе на работу.
- А, проходи.
Анекдот

Во дни сомнений и тягостных раздумий, когда обласканные властью главы республик призывают стрелять по мирным гражданам без предупреждения, а насилие в семье уже практически законодательно признано "насилием без насилия", "Притяжение" - очень нужный и важный фильм. И даже некоторые сценарные ляпы, небезупречные актерские работы и широкое поле заимствований не способны существенно понизить его рейтинг.


Ну, чё новенького-то на Плюке?
— Товарищ, там человек говорит, что он — инопланетянин. Надо что-то делать…
— Звони в «03».

"Кин-дза-дза"

Жесткий и легко узнаваемый лозунг фильма - "Земля - землянам". Смешно? А еще страшно, потому что это точная иллюстрация любого хейтерства. Любого огульного осуждения - "ату их". "Притяжение", как и любой хороший фильм об инопланетном, рассказывает не о них, а о нас. Катастрофа о вторжении оказывается на поверку драмой о жизни на земле.
Вначале фильм послушно кормит нас тем, что уже все видели в трейлере - медленное, ленивое скольжение объекта по московским многоэтажкам под чарующую музыку. Но потом сюжет выходит из фантастической одномерности, раскрываясь в самых разных историях: это и история жизни старшеклассницы, и в общем безобидные, на первый взгляд, гопники, и не очень, к сожалению, правдоподобный сюжет о вдумчивом бездействии военных.
Драматургия фильма на удивление неплоха, и хотя есть отдельные сценарные ляпы (взять хоть наушники в кулечке, заботливо подброшенные к больничной постели), в целом сценарий Олега Маловичко ("Метод", "Елки") и Андрея Золотарева ("Ледокол", "Призрак") состоятелен и в фантастической линии, и в описании социального зла, и в сленге современной молодежи.
Прежде всего, довольно точно сформулирована главная идея: зло не снаружи нас, а внутри: идея, старая, как миф о том, "кто сидит в пруду", и все же не приживающаяся. Создатели фильма делают изящный поворот, высвобождая инопланетную сущность от страшной брони - в то время как местный, земной парнишка становится все более зловещим персонажем.
Социальная среда фильма - старшеклассники, взрослые, в общем, детишки, со всеми особенностями позднего тинейдержства: максимализм, тяга к нарушению запретов, открытость и ранимость. Их диалоги на диво неплохо прописаны, и актерская игра молодежи в целом не вызывает вопросов, но если кто-то отыгрывает свою роль на все сто (тут можно назвать Александра Петрова, Риналя Мухаметова и колоритных гопников, особенно Никиту Кукушкина), то Ирина Старшенбаум, существуя в кадре достаточно естественно, словно бы скрывает свое обаяние за маской обиженного подростка, и ее потенциально яркая героиня в целом проигрывает харизматичным мужским образам.
Старшее поколение работает безупречно даже в эпизодах - ах, эта бабушка Людмилы Максаковой!..


Герою Олега Меньшикова выпадает непростая задача - быть совестью этого неровного мира, он буквально стоит на краю, на свой страх и риск прикрывая собой неведомое от всех тех, кто видит в чужом - угрозу. Нет, он не безмерно героичен, но он остался человеком (напоминая о целой череде образов актера) - и создатели фильма прозрачно намекают, что всем нам крупно повезло, что именно этот полковник имел право на решение - и в том числе на не-деяние. Роль личности в данной истории не просто велика, а очень велика. В фильме не без иронии обыгрывается тема беспропускного режима для полковничьей дочери - но в итоге и это ее умение проникать всюду оказывается благом.
Общим знаменателем для всей этой череды образов и сюжетых поворотов служит режиссерский взгляд, ироничный и теплый, под которым в какой-то момент проникаешься сочувствием к каждому персонажу - незадачливым гопникам и наивным девчонкам, военным и гражданским. Например, несколькими штрихами выписанные отношения полковника с тещей красноречиво говорят о "теплоте" этой квазисемейной атмосферы; а странноватый учитель-хиппи оказывается не так уж и бесполезен со своими проповедями о ненасилии. И тем жутче, когда один классный, в общем, парень, почти Ромео, бьет другого, который и не думает защищаться...


Скрипач! Клептоманчик ты мой! Ты же гравицаппу свистнул!
Конечно, как любой жанровый фильм, "Притяжение" нельзя обвинить в излишней самостоятельности сюжетных ходов и идейных решений: и падения звездолетов, и военные советы, и одиночек-героев, и мегатонны космической пыли мы уже видели.
Но разгадывать некоторые аллюзии - наслаждение. В сцене кормления инопланетянина блинами так и слышишь "горчички!" - из киноисторий о Шурике. Сам бочкообразный НЛО и его потерянная главная деталь ужасно напоминают пепелац и гравицаппу из нашего культового метафантастического кино, ну вы же помните? "Ну, гравицааппа — это то, без чего пепелац может только вот так летать, а с гравицаппой — в любую точку Вселенной — фьюить! — за пять секунд!".
Из этого конструктора, все детали которого в общем, знакомы: вторжение, ненависть землян и высокая гуманность не-землян, разумный начальник, необыкновенная история любви - собрана добротная, хорошо снятая и верная в чем-то главном история. И главное, история эта очень качественно посажена в русскую почву, в наши социальные и географические реалии.
Кроме всего прочего, это очень красиво, особенно в IMAX 3D. Спасибо "Монитору СБС" за специальный показ за день до всероссийского старта,  25 января.
Tags: Бондарчук, Монитор, кино, рецензии
Subscribe

promo rintra august 14, 2014 17:47 13
Buy for 100 tokens
В этом году мне и моей семье вдруг улыбнулась удача. Так сошлись звезды, что я выиграла поездку в Турцию от туроператора tui_travel. История удивительная, доказывающая, что чудеса случаются :) Мы выбрали июль (июнь к тому времени как-то кончился!) и решили дополнить наш дуэт до…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments