Вера Сердечная (rintra) wrote,
Вера Сердечная
rintra

Categories:

…И девичья фамилия

В Молодежном театре прошла премьера спектакля по пьесе Г.Ибсена «Гедда Габлер» в постановке молодого режиссера Константина Демидова.

Впервые «Гедда Габлер» была поставлена в 1891 году – том самом, когда был опубликован «Портрет Дориана Грея», родились Мандельштам и Булгаков, была изобретена винтовка Мосина. Пьеса норвежского зачинателя «новой драмы», кончающаяся выстрелом, – приговор обществу модерна, когда по-старому жить уже невозможно (так Гедда не переносит самой мысли о «женском предназначении»), а новые устремления ведут в никуда.
Сегодня пьесу Ибсена нередко радикально осовременивают. Кама Гинкас выводит на сцену юную хулиганку Гедду в одном белье (Александрийский театр, Санкт-Петербург), а Гедда Тимофея Кулябина курит и слушает рэп («Красный факел», Новосибирск). Режиссер-постановщик Константин Демидов, поставивший драму в Краснодаре, решил рассказать историю Гедды именно как историю конца XIX века.  Из-за этого запланированная «трагедия» (именно так жанр обозначен в программке) смотрится скорее как историческая драма, – красиво оформленная, хорошо сыгранная история из прошлого.

Ибсен написал взрывную по духу, но весьма сдержанную по интонациям пьесу: вся тяжесть идеи ложится на подтекст. Здесь нет ни страстных любовных сцен, ни программных монологов, - лишь диалоги, насыщенные внутренним кипением. Режиссер тщательно сохраняет спокойствие красок в оформлении и избегает открытой оценочности в трактовке образов, словно вдохновляясь словами Л. Борхеса: «Гедда Габлер — фигура загадочная. Одни видят в ней истеричку, другие — всего лишь светскую даму, третьи — маленькую хищницу. Я бы сказал, что она загадочна именно потому, что реальна, — реальна настолько же, насколько всякий из нас реален для других и себя самого».

Многоликая Гедда Людмилы Дорошевой, с ее распахнутыми глазами и изысканными туалетами, страдает от конфликта мятежной натуры и тщательно усвоенного аристократизма, который диктует ей отказ от всякой пошлости, некрасивости и от смешного. А если брать по полному счету, пошлым оказывается все – от деторождения до смерти, только если это не «красивая» смерть. Гедде очень скучно, она не находит себе призвания, но все же ее отчаяние проявляется лишь в диалогах: она тонко до издевки иронизирует над тетей Юлле (аристократичная Светлана Кухарь), разводит на откровенность наивную Теа (Ана Нежута), отталкивает скучные нежности Йоргена (Алексей Алексеев) и лениво заигрывает с асессором Бракком (Иван Чиров).

Создается ощущение, что и ее предполагаемая любовь к Левборгу (Виктор Плужников) – не страсть, а только плод неутоленного любопытства.

Истинную страсть Гедды режиссер выносит за пределы слов. Если жизнь остальных персонажей происходит на ограниченном пространстве у дверей, своего рода авансцене, то жизнь Гедды выстроена вразрез (сценография Надежды Осиповой). Ось ее желаний врезается в зрительный зал помостом, тянущимся от портрета отца к фортепиано. Здесь, здесь, в ее личном перпендикулярном пространстве, все страсти Гедды: и музыка, и камин, куда полетит рукопись Левборга, и в котором сгорают самые отчаянные. Огонь и аккорды выражают истинную натуру генеральской дочери, которой слишком тесно даже в самой уютной гостиной.

Иван Чиров в роли асессора Брака предстает демоническим соблазнителем, злым вестником, по-своему обаятельным.

Йорган Тесман Алексея Алексеева оказывается трогательным, наивным и славным – режиссер удачно избежал сатирической ноты в характеристике персонажа;

и когда в конце спектакля он с милой вдохновительницей ученых разбирает рукописи, даже радуешься за них.

Здесь вообще все мягко, на полутонах; а где-то, возможно, даже и слишком мягко – как у Виктора Плужникова, Левборг которого, в его светлом костюмчике и с атласным галстуком, кажется совсем лишен внутреннего демонизма. Да и шрам его выглядит не столько знаком бурного прошлого, сколько бытовой травмой.

Личность Гедды наиболее ярко и парадоксально раскрывается в режиссерской увертюре, когда тонкая как клинок героиня в военной форме, переходя от марша к танцу, управляет остальными персонажами как марионетками (хореограф Анжела Сердюкова). Раскачиваются, как висельники, цветы в кашпо; дочь генерала Габлера царствует и сражается, другие пытаются бороться и проигрывают.

Эта сновидческая увертюра сделана так четко и ярко, что остальной спектакль, в каком-то смысле, кажется длинным и тщательным комментарием к ней, – скрупулезным, как штудии Йоргена Тесмана.

Tags: Краснодар, Молодежный театр, рецензии
Subscribe

Posts from This Journal “Молодежный театр” Tag

promo rintra august 14, 2014 17:47 13
Buy for 100 tokens
В этом году мне и моей семье вдруг улыбнулась удача. Так сошлись звезды, что я выиграла поездку в Турцию от туроператора tui_travel. История удивительная, доказывающая, что чудеса случаются :) Мы выбрали июль (июнь к тому времени как-то кончился!) и решили дополнить наш дуэт до…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments