Вера Сердечная (rintra) wrote,
Вера Сердечная
rintra

Categories:

Современная драматургия. Уральская школа.

На днях, с подачи великого kolyadanik, я прочла залпом ни много ни мало 36 пьес: самого Николая Коляды и его учеников, в том числе уже прославленных, как Ярослава Пулинович, - и менее прославленных, но уже очень ярких, как Ирина Васьковская.

Впечатления, конечно, захватывающие. Пьесы забрали меня с головой, и хотя почти половина вызывала по ходу чтения самые сложные чувства, - грубо цепляли за эмоции, царапали неровностями синтаксиса, - я не могла оторваться. Да, новая драма говорит о сложностях. Да, она не всегда согласна иметь сюжет. Да, ее герои говорят вполне нашенским языком, и даже сниженным - эстетизированная проба вербатима.  Но при этом это литература настоящего, литература не музейная, а уличная, историческая. Может быть, она и не образец (в смысле "бронзовости"), но она определенно и ориентир, и симптом. И, несомненно, эстетическое целое.
Это очень социально активные тексты, как правило, с выраженным общественным катарсисом.
А теперь пройдусь по пьесам. Может, что-то и замылилось уже под наслоением других текстов. Но постараюсь быть максимально объективна.
Пьесы Николая Коляды (в этот раз перечитала "Большую советскую" и "Скрипку, бубен и утюг") - лаконичные и фольклорно-выразительные, словно списанные с уст творчески выражающегося простонародья (а также яркой интеллигенции). Видимо, именно у Коляды его ученики ухватывают подчас это редкое умение концентрировать в тексте речевую стихию, так что она остается и реально-узнаваемой, и притом фантасмагоричной. "Скрипка, бубен и утюг" - уморительна и печальна вместе, а исход обеих пьес внутри нее - дает возможность некоего примирения, и некоего света. Пусть в мнимой певческой стихии караоке, пусть с внуком-негритенком - продолжается жизнь, с ее причудами и противоречиями.
Пьесы Ярославы Пулинович (в этот раз "Бесконечный апрель", "Учитель химии", "Я не вернусь") - качественный и разнообразный литературный материал. Ей легко даются достаточно масштабные формы, серьезный охват времени, она умеет работать с сюжетом, будь то сюжет о "передаче соли" или дауншифтинге. "Бесконечный апрель", как и "Учитель химии", на мой взгляд, обладают большим постановочным потенциалом, еще, может быть, не раскрытым. Старое и уже какое-то пошлое слово "трогательный", но к текстам Ярославы его хочется применять, они играют на важной эмоциональной струне, выдерживая середину между бесстрастным обозрением жизни и погружением в ее темные глубины. При всей остроте тем автор не погружает вас в них носом, она легко проходит над ними, непостижимым образом даруя читателю в самые темные моменты вечно актуальную максиму - "и это хорошо".
Ирина Васьковская, написавшая считанное на пальцах одной руки число пьес, стремительно входит в мой шорт-лист талантов. Ее пьесы - это праздник умного читателя, это отражение глубокого кризиса того  человека, который родился еще в самой читающей стране, а живет в самой коррумпированной - и потому он и беден, и наг, и убог, - но вместе с тем богатство его духа не растеряно, оно просто принимает странные формы и выражается в загадочном неровном, притягательном, афористичном и гротескном языке. Ее пьесы (в этот раз снова "Март", а также "Уроки сердца", "Русская смерть" и "Сказка" (о кощеевой дочери) исполнены верных, узнаваемых, правдивых интонаций, и при этом плетут из словесной ткани крайне причудливое кружево убеждений, характеров и судеб. В драматургии Васьковской языковой авангард встречается с ироническим и даже холодноватым, а оттого очень точным, анализом мироустройства в данной точке бытия. И на что уж Ярослава молодой автор - но нынешние студенты Коляды поражают меня своим возрастом и талантом! И просто хочется сразу писать самой! :)
Еще два автора, от которых я прочла по несколько пьес. Светлана Баженова. Очень понравилось достаточно лаконичное по эмоциям, и оттого сильное, "Интервью с Алексеем Волковым". История о "режиссере", вернувшемся в  родной город, чтобы поставить социально острую драмму, оказалась очень честным рассказом о лицемерии, о законах театра и человеческих отношений. Тексты Светланы также отличает определенная легкость дыхания, внутренний оптимизм, который так расцвечивает юмором ее  "Балерину из фаст-фуда", и даже безысходные "Вареные" не тянут в омут пессимизма, а оборачиваются исследованием таких чудных и разных человеков.
И Екатерина Васильева, которая занимается, по большей части, художественным, достаточно беспощадным, исследованием проблем отношений детей и родителей, замкнутости семьи и ее "перекрученных" законов. И "Люби меня сильно", и  "Однажды мы все будем счастливы", и "Там, за "Ладожским" озером", и "Забери меня к себе" с разных сторон освещают проблему фатального недопонимания внутри семьи, причем автор рассматривает одну и ту же проблему с разных точек зрения, выбирая разные жанровые ключи: то фарс ("Забери меня к себе"), жутковатый от узнавания, то сбививый внутренний монолог ("Однажды мы все будем счастливы"), то жанр почти рождественской сирой сказки ("Там, за "Ладожским" озером"). Отличительной чертой стиля автора становится намеренная безоценочность: сами решайте, с кем вы; здесь настоящий полилог мнений, голосов и восприятий, в который погрузиться зрителю не только интересно, но и крайне полезно, хотя и не избежать вопросов типа "А чему нас учит эта песня?".
Две пьесы Таи Сапуриной ("Стыд кота Кот стыда" и "Банка сахара") с равным вниманием и честностью говорят нам о сути и доле аутизма, закрытости, мнительности в нашей жизни. Автор подходит к проблеме с большой серьезностью, рассказывая о причинах и попытках преодоления стены, отделяющие каждого из нас от других - в большей или меньшей степени.
Вообще, темы аутизма и отцов и детей в пьесах - чуть ли не самые больные и неразрешимые. Но поднятие их не только полезно, оно абсолютно закономерно и необходимо. Новая драма, без напудренных стариков, говорит о правде, пусть и шершавым где-то языком...
Назову еще несколько пьес, которые показались очень качественными и перспективными. "Остров Мирный" Александра Архипова - ироничное, поликультурное, уморительно смешное от узнавания, но в то же время и трагическое действо в военном микросоциуме; обязательно к прочтению и постановке. "Концлагеристы" Валерия Шергина - одна из самых сюжетных пьес из всей подборки, лихо закрученная антиутопия, яркая социальная сатира.  "У самого синего моря" Алексея Честных: "разговорная" пьеса на двух пожилых актеров: правдивое по интонации отражение сути долгой семейной жизни, в которой слиты любовь и раздражение, давние тайны и чудо прощения.  Неплох, на мой вкус, и короткий "Дядя Вова" Семёна Вяткина, история жизни нынешнего бомжа, поданная и с юмором, и с некоторым сюжетным движением. Гомерически смешна и правдива пьеса Олега Богаева "Вишневый Ад Станиславского" - о том, как в театре съедают, конечно же буквально, главных режиссеров; может быть, она особенно актуальна для театралов, но это уморительно правдиво и в то же время гротескно. Немножко перекликается с "Я не вернусь" Пулинович пьеса Полины Бородиной "Здесь живет Нина", также история о дауншифтинге, насколько ужасная, настолько и узнаваемая... и дающая, как ни странно, надежду: есть жизнь и за МКАДом. В национальном фольклоре достаточно удачно пробует свои силы Нина Тодыбаева, воссоздавая сказания в мифологической пьесе "Закон Хан Тегира".
И много еще хорошего: сказки в стихах и в прозе, короткие истории из жизни. Какие-то пьесы в меня, как говорится, "не попали", какие-то - попали слишком сильно (как, например, "Клубничный дневник" Златы Деминой, где умирает от рака девочка - и ничего светлого, кроме ее надежд...). Но, прочитав столько пьес залпом, я воочию вижу: уральская драма - не просто направление, это явление, объемно и беспристрастно отражающее современную жизнь, в ее кипении и проблематике. Драматург не отворачивается от неугодных ему или обществу явлений: он исследует их, всегда рискуя нарваться на жанровое обвинение в физиологическом очерке, но приподнимаясь над ним силой эстетического обобщения.

Конечно, хотелось написать гораздо больше. Но это будет совсем другой формат.
А главный итог работы будет куда интереснее любых моих слов!
Вы ведь 27 октября приходите на читки в "Один театр"?

Tags: Коляда, Один театр, Пулинович, театр, уральская драматургия
Subscribe

promo rintra august 14, 2014 17:47 13
Buy for 100 tokens
В этом году мне и моей семье вдруг улыбнулась удача. Так сошлись звезды, что я выиграла поездку в Турцию от туроператора tui_travel. История удивительная, доказывающая, что чудеса случаются :) Мы выбрали июль (июнь к тому времени как-то кончился!) и решили дополнить наш дуэт до…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments