Вера Сердечная (rintra) wrote,
Вера Сердечная
rintra

«Коляда-Plays» 2017. 20 июня: от стимпанка к медиакомедии

Ну, для начала: для истории надо отметить, что Коляда-театр умеет разгонять тучи.





Пляски перед театром под моросящим дождиком привели к тому, что облака разошлись!.. И первый спектакль прошел под солнцем.



Пресс-конференция: 37 спектаклей за 10 дней



На пресс-конференции выступали представители управления культуры Екатеринбурга (Лариса Владимировна Вакарь) и министерства культуры Свердловской области (Наталия Глебовна Шибанова), вице-губернатор области Павел Владимирович Креков и, конечно, сам Николай Коляда.



Только факты с пресс-конференции:
– «Коляда-Plays» 2017 – это 37 фестивалей, 31 город, 6 стран, почти 600 гостей, около десятка спектаклей в прямом эфире в интернете;
– председатель оргкомитета фестиваля – вице-губернатор Павел Владимирович Креков;
–  каждый вечер в программе – актерский клуб, а каждое утро – свежая фестивальная газета (результат работы целой команды);
– вышел из печати 11-й том собрания сочинений Николая Коляды. Он толщиной 500 страниц, включает и пьесы-сказки;
– на конкурс «Евразия» пришло 234 пьесы, авторы– молодёжь до 35 лет;
– гости фестиваля угощаются печеньем из пекарни «На Вишнёвой», которая уже не в первый раз помогает «Коляда-Plays» сладостями.



Театр «Туки-Луки», Пермь, спектакль «О2». Посикунчики и инопланетянин



Программу фестиваля открыл спектакль для детей и взрослых о том, что важнее всего: об игре. Уличный спектакль пермского театра кукол соединил, кажется, несоединимое: стимпанк и постапокалиптику, сырой фарш и грязную воду, идею уютного дома и инопланетный фиолетовый шарик. Все это без единого слова. И из всего этого получилось очень цельное и вкусное нечто – как пирожки посикунчики, которые раздавали пермяки маленьким и большим зрителям.



На площади перед «Коляда-театром» появляются странные существа, одетые в грязные обноски. Обводят мелом свою площадку – по носкам зрителей; и начинается игра. Есть ощущение, что эти забавные персонажи забыли, зачем и как используются предметы быта. И они, на глазах у зрителей и с их помощью, вновь открывают принцип действия печки и стиральной машинки, пружинной кровати и телевизора… При этом как будто бы нарушая санитарные и этические нормы, отрываясь, играя!.. И получаются небольшие чудеса: из жидкого текста и фарша выходят пирожки, старая кофта после стирки оказывается белоснежным платьем.



Освоив и присвоив предметы, чудесные персонажи строят «дом», со всеми законами, мол, вытирайте ноги…



В их дом внезапно придет инопланетянин. Грустный. Ему даже посикунчики нечем кушать. И чтобы ему помочь, существа пожертвуют самым дорогим.



Неожиданный, хулиганский и очаровательный спектакль.





Театр «Туки-Луки», Пермь, спектакль «Рыжая плутовка». Заборы не помогут!

Хитрая лисица – одна из самых популярных героев русских сказок. И Наталья Белочицкая сочинила пьесу «Рыжая плутовка» на основе трех сказок, объединив три сюжета, те, что о медведе, волке и дрозде. И о лисе, конечно.



Сценография мобильная и простая; ее основа  – трансформеры-заборчики, которые позволяют артистам быстро менять место действия. Правда, коварная лисица всех обведет вокруг пальца и ускользнёт, никакие заборы не помогут.



Спектакль яркий, динамичный, с забавными куклами (например, очень толстый заяц без конца есть морковку, видно, стресс заедает). Много смешных режиссёрских находок, например, есть дерево с признаками березы и яблони.  Артисты слаженно, с настроением поют, органично погружая детей в мир русского песенного фольклора.



Малышня, пришедшая в Малахитовый зал Коляда-театра, принимала спектакль хорошо, активно взаимодействовала с артистами.



Центр современной драматургии, Екатеринбург, «Москва-Петушки». Самовозрастающий логос



Однажды я спросила у своего вузовского преподавателя по литературе, любит ли он поэму Венички Ерофеева «Москва-Петушки». Он ответил, что нет, – потому что сам никогда не пил сильно. Я даже не нашлась, что ответить, потому что мне казалось, что текст этот не совсем о пьянстве.
И спектакль Рината Ташимова по инсценировке Светланы Баженовой, конечно, – тоже не только и не столько о дремучем алкоголизме. Спектакль этот – о беспросветности человеческой жизни, ограниченной со всех сторон границами, в том числе и железными советскими; той жизни, которая избывает бедность и грязь внешнего существования погружением в доступный культурный слой. Вот только и самая отчаянная культурность не заменит свободы, и за Пушкина могут выбить четыре передних зуба…

Но вернемся к началу. Небольшой гранатовый зал Коляда-театра, узкая «сцена», ограниченная черной стеной. На ней будут мелом рисовать – смешную Москву, райские Петушки, и даже одно слово из трех букв (оно, кстати, много чего значит в контексте спектакля, уводя героев и зрителя в бесконечность незнаемого). Рисовать будут – ангелы.



Группа ангелов, высокие и крепкие молодые актрисы, играют на инструментах, поют низкими голосами, очищают бутылки от этикеток, икают. Эти ангелы какие-то государственные, они несут в себе полный набор советских деталей, укрупненных до символов: тюлевые юбки, как в балете, – или шорты молодых физкультурниц; серые форменные рубашки проводниц; кокетливые пилотки и высокие каблуки, как у стюардесс, - или кеды. А когда загорается красный свет звезд Кремля, они и вовсе встают и остаются топлесс, покачиваясь, словно бы зачарованные государственной мощью. Ангелы власти (или всенародного похмелья?). Актрисы замечательно взаимодействуют между собой, ангелы – отдельный социум спектакля. Среди ангелов выделяется Татьяна Савина; она, в красной юбке и с аккордеоном, воплотит в себе идеал Венички, его возлюбленную; именно с ней раскачает свой маятник, только не Фуко, а алко, – бутылку, на веревке свисающую с театральных небес.



Молодой актер Алексей Романов играет Веничку как отчаявшегося человека, который еще далеко не стар и даже не пожил, – но отчаяния и беспросветности хватит на всех. Он выполняет настоящие трюки: пьет из двух десятков стаканов подряд, разборчиво говорит с зажатой в зубах сигаретой, – роль придумана изобретательно и сильно, и актер с ней уверенно справляется. И звучит, звучит дивный текст Венички Ерофеева: «Мне как феномену присущ самовозрастающий логос».



Красный галстук-стигмат, майка-алкоголичка, мятый плащ и встопорщенные волосы, – образ диковатый. Однако в электричке, куда он заходит, его встречает галерея куда более странных личностей (блестящие работы Константина Итунина, Ильи Белова, Ирины Плесняевой и Алисы Кравцовой, каждая роль выстроена как жутковатый миниспектакль). Поначалу просто бомжеватые, его попутчики становятся почти что Воландовой шайкой, приобретают зловещие зооморфные черты, – не случайно становясь в итоге многоликим сфинксом, загадок которого Веничка так и не сможет отгадать. Фриковатые личности курлыкают и сыплют семками, так что начинаешь подозревать: а может, Веничка просто перепил и разговаривает с голубями?.. Но кто же тогда убивает его, кто губит самовозрастающий логос, кто обрывает пуповину небесной бутылки?..



«Где твои крылья, которые нравились мне?» – распевают хриплые ангелы. Крылья здесь только одни, нарисованные на стене. И к ним в кульминационный момент спектакля садится Ирина Плесняева, чтобы, в красном демоническом свете, задать Веничке самые больные и абсурдные вопросы, в том числе – в не спрыгнуть ли с электрички? Ангел здесь – только искуситель. И когда он уходит, крылья на стене остаются пусты.



Молодежный театр «Les Partisans», Ижевск, «Шлюхи – не огонь». Как в кино.

Валерий Шергин оказался одним из самых популярных авторов этого фестиваля: по его пьесам представлено целых пять спектаклей. Почитав его тексты и увидев постановку ««Шлюхи – не огонь» молодежного театра «Les Partisans» из Ижевска, я сформулировала для себя одну из причин этой популярности. Его тексты, точные в интонациях и актуальные в проблематике, построены по законам кинематографического монтажа. Подкупают быстрое переключение сцен, смены точки зрения повествования, элементы комедии положений.  

Эту кинематографичность ижевский театр применил буквально, построив свой спектакль во многом по законам кино. Получилось иронично, лихо и живо, – а спектакль по жанру сместился к границе с медиаинсталляцией.



Главная героиня спектакля, Алена (Ксения Денисова), начинает свой диалог со зрителем со слов о грядущем взрыве сверхновой. Неизбывность этой угрозы с неба как будто обосновывает имморализм Алены: если завтра мы все умрем, то какая разница, хорошо ли мы поступаем сегодня?.. В программке говорится, что драматург «безжалостно препарирует женское сознание», но тема с безответственностью, конечно, не только женская.



Действие идет на фоне растянутого белого полотнища, экрана. Впереди от него – пустая сцена, лишь по краям какие-то приметы быта: стол, холодильник; до обстановки есть дело только матери героини (Ольга Корепанова), которая постоянно что-то приносит из Икеи. Самой же Алене  обстановка не интересна: ей интересен экран, и живет она во многом жизнью медиа: актуальные обстоятельства ее жизни – звонок, сообщение, красивая заставка.

Световое и видео-оформление – главное выразительное средство постановки.  Монологи героиня произносит в вертикальной полосе света; в диалогах луч становится горизонтальным; пейзажи, движение, переживания обозначаются средствами визуальных медиа. Движение кругов и полос света сопровождает абсолютно кинематографичные «титры» спектакля (медиахудожник – Святослав Соколов).
Это переосмысление жанра приводит к новому подходу к мизансценированию (много фронтальных, неподвижных сцен, когда у героини движутся только руки) и к новым задачам в области актерского существования. Главной внешней переменой становится переодевание Алены из платья в джинсы; но эта внешняя перемена не так уж о многом говорит.



Кроме всего прочего, спектакль вышел весьма смешным. А публика принимала его прямо-таки горячо!

Tags: Коляда-Plays 2017, Коляда-театр, Центр современной драматургии, фестиваль
Subscribe
promo rintra august 14, 2014 17:47 13
Buy for 100 tokens
В этом году мне и моей семье вдруг улыбнулась удача. Так сошлись звезды, что я выиграла поездку в Турцию от туроператора tui_travel. История удивительная, доказывающая, что чудеса случаются :) Мы выбрали июль (июнь к тому времени как-то кончился!) и решили дополнить наш дуэт до…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments