Вера Сердечная (rintra) wrote,
Вера Сердечная
rintra

V театральный фестиваль "Академия", Омск. 23 июня. Искусство импровизации

Сегодня действительно был день импровизаций: в тренинге, когда актеры и не-актеры учились взаимодействовать со зрителем-ребенком и создавали удивительные деревья, и в джазе – импровизации высшей пробы.


К детям – без маски
Дерево, что вызывает у некоторых слезы счастья,
для других лишь зеленая штука, что стоит на пути.
Уильям Блейк
Тренинг Варвары Коровиной сегодня начался с упражнений на расслабление и на ощущение собственного тела, собственного лица. Затем участники выполняли задания по направлению внимания и взаимодействию: протягивали руку к воображаемому маленькому зрителю, дарили ему «подарок». При этом ведущая очерчивала точные рамки поведения: тело должно быть расслабленным; необходимо максимально упростить мимику, отпустить напряжение в лице; поскольку маленький зритель сидит на уровне ваших ног, очень важно то, как вы двигаетесь. Варвара особенно подчеркивала, насколько важно и сложно подходить к ребенку без улыбки, без приветливой маски: ваше лицо прекрасно и в спокойном состоянии, а «надевая» улыбку на детском спектакле, вы работаете лишь одной краской, лишая себя палитры выражений. Кроме того, требование серьезности в лице соотносится к уважению к ребенку как к человеку, с которым можно общаться на разные темы, а не только смешить его.

Со стороны действо выглядело как медитативный танец; очень интересно было наблюдать внешние проявления внутренней работы.
Упражнения развивались, дополнялись условиями, начиналось взаимодействие с партнером. Важным условием было то, что необходимо уважать личное пространство ребенка: он ведь имеет его, так же как и взрослый, но мы так привыкли тискать детей. А еще – важно двигаться медленно, постепенно входя в контакт с маленьким человеком, и устанавливать контакт глазами.

В этой серии упражнений работала метафора: искусство как дар. Участники старались несли ребенку «подарок» уважительно и заинтересованно, помогали друг другу; при этом при обсуждении выяснилось, что происходили настоящие внутренние сюжеты: кто-то из воображаемых детей не хотел брать подарок, кто-то мог расплакаться.
Вторая часть сегодняшнего тренинга была посвящена теме создания пространства собственным телом. Этот ряд упражнений был направлен на образ дерева: участники тренинга (актеры и не только актеры) должны были, под музыку, «вырастить» из собственного тела сложное дерево, – неровное, раскидистое, с историей.

Вначале «деревья» росли одиноко, потом – в группах: одно дерево составляли два, четыре, восемь человек, и, наконец, вся группа.

Очень интересно было наблюдать, что такое простое (по условиям) упражнение работает как мощный мобилизатор фантазии, и как проявляется в нем сложность социального устройства: в паре и группах участники поддерживали друг друга, а в самой большой группе началась динамика и даже борьба за центральное место «ствола».

Это была мощная психологическая и физическая работа – и очень красивое, фантазийное зрелище. Все деревья получались разные, со своими историями роста. На обсуждении участники живо осмысливали историю, удивлялись легкости взаимодействия с незнакомыми людьми и актерской продуктивности такого простого, казалось бы, упражнения.

В конце трехдневного тренинга ведущая попросила участников составить «карту» своих открытий за это время.

Карта была расположена по всему камерному залу, и, перемещаясь вслед за каждым, мы слышали разные открытия.

  • Узнала, что есть люди, которые думают, как я.

  • Шла найти ответы как педагог, а выхожу с актерскими открытиями.

  • С «деревом» получилось настоящее исследование, с синтезом, анализом, экспериментом. Я много поняла про себя и про мир.

  • Открытием была работа с бумагой: сначала –  что с ней делать? А затем – это было так здорово! Я попробовала бумагу на вкус, послушала, как рвется… Это было детское ощущение.

  • Можно легко работать в команде с незнакомыми людьми.

  • Нашла для себя много умных игр на фантазию.

  • Открытием для меня была безоценочность. Я не хотела никого оценивать – и не хотелось ругаться.

  • Мы шли послушать лекцию, а получились открыть себя в творчестве.

  • Можно делать очень недорогие спектакли, с самыми простыми материалами.

  • В простом – гениальное, и все – рядом: и бумага, и упражнение с деревом. Из мелочи рождается философия.

  • Для детей время движется медленнее, я об этом не думала. Не нужно спешить, нужно останавливаться и делать все последовательно.

  • Медленно – не всегда плохо.

  • Дети в 1-2 года могут смотреть спектакль!

  • У меня было раньше только собственное представление о ребенке, я не работала с ним как с живым человеком. Чтобы ребенок доверял мне, я тоже должна ему доверять.

  • С детьми можно не сюсюкаться.

  • Детям важна не столько история, сколько интенсивность актерского существования.

  • Ребенок – человек! Это надо помнить.


Как обычно, самое интересное - на видео.


Энергия джаза
…потому что Джонни всегда играет "завтра", а все сыгранное
им тотчас остается позади, в этом самом "сегодня", из которого он легко
вырывается с первыми же звуками музыки.
Хулио Кортасар, «Преследователь»

Музыкальная драматургия пятой «Академии» развивалась от классики к импровизации: опера – музыкальные спектакли – ностальгические саундтреки «Мегаполиса» – и, наконец, джаз.

За полчаса до концерта в Омске ударила гроза и полил летний ливень: зазвучали небесные ударные, приветствуя трио Артура Дуткевича.
Трио приехало в Омск (и гастролирует по Сибири) при поддержке Польского культурного центра в Москве; перед слушателями сегодня выступил его директор Дариуш Клеховский. Он представил Артура и пожелал, чтобы он сегодня «заразил всех зрителей своей музой».

Артур Дуткевич –  знаменитый польский джазовый пианист и композитор. Еще в школе он получал награды на международных конкурсах; за время музыкальной карьеры сотрудничал с самыми известными джазменами и объехал весь мир с концертами; аранжировал и сыграл с ведущими пианистами мира сочинение для тридцати фортепиано на World Culture Festival в Берлине перед тридцатипятитысячной аудиторией (2011).

В Омск трио приехало из Красноярска. Они давали концерт под названием «Prana», включавший композиции с одноименного диска, а также из альбомов «Импровизации на темы Немена» и «Hendrix Piano». Во время концерта Артур подробнее представил Михала Бараньски (лучший контрабасист 2008, 2013 и 2014 годов по версии журнала Jazz Forum) и Гжегожа Гжиба (один из лучших ударников Польши, проводит мастер-классы по всей Европе).

Началось все вкрадчиво: мелодия фортепиано, зашуршала перкуссия, ритмично вступил контрабас. Соло переходило в многоголосье – и внезапно оказываешься перед шквалом музыки, тебя уносит волна ассоциаций и ощущений; и важно остаться наверху волны, в собранном, внимательном состоянии. Сольные партии становятся совокупностью переживаний, рождаемых в зрительном зале в этот самый момент. В этот момент понимаешь, что джаз – это музыка свободы. Минорные и мажорные, лиричные и драматичные мотивы переплетаются и встречаются, рождая новые виды гармонии – и полифонии, которая вновь разрешается в единстве.

Артур Дуткевич объяснил, что «прана» – это энергия. И это действительно была энергия – светлая, мощная, неожиданно всплескивающая, где голоса инструментов перемежаются и сливаются: переливы рояли, ритм контрабаса и звонкий шорох ударных.
А еще он отметил, что название одной из композиций с диска «Prana», мантра «Om Namo Bhagavate», созвучна названию Омска.

И Омск действительно был созвучен джазовому настроению сегодня: публика принесла не только цветы, но и польские флаги.

И на этом я остановлюсь, – лучше смотрите видео.

Потому что писать о музыке – это все равно что что танцевать об архитектуре.
Tags: Омск, Омский академический театр драмы, Польский культурный центр, Фестиваль "Академия", бэби-театр, джаз
Subscribe

Posts from This Journal “Фестиваль "Академия"” Tag

promo rintra august 14, 2014 17:47 13
Buy for 100 tokens
В этом году мне и моей семье вдруг улыбнулась удача. Так сошлись звезды, что я выиграла поездку в Турцию от туроператора tui_travel. История удивительная, доказывающая, что чудеса случаются :) Мы выбрали июль (июнь к тому времени как-то кончился!) и решили дополнить наш дуэт до…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments