Вера Сердечная (rintra) wrote,
Вера Сердечная
rintra

V театральный фестиваль "Академия", Омск. 21 июня. Мир, обращенный к зрителю

Жарким июньским днем в Омском театре драмы не утихает фестивальная жизнь: сегодня здесь тренинг по театру для малышей, зрительский семинар и показ польского спектакля.

Бэби-театр: слушать и смотреть
Фестивальный день начался с тренинга Варвары Коровиной, – театрального педагога, куратора и продюсера проекта по созданию спектаклей для самых маленьких «Бэби Лаб» Института театра. На трехдневный тренинг собрались актеры и менеджеры, режиссеры и педагоги из разных театров Омска.

Целевая аудитория бэби-театра – с полугода до трех лет.  Как отметила Варвара, в этом экспериментальном направлении существует большой потенциал для самореализации художника; при этом важно не «придумывать» тему для детей, а заниматься тем, что интересно тебе самому.

Проект «Бэби Лаб», детище Института театра и Школы театрального лидера, содержит среди задач создание единого инфополя для всех, кто интересуется театром для самых маленьких. Одним из первопроходцев этого движения стал Роберто Фрабетти, режиссер итальянского театра «La Baracca Testoni Ragazzi» в Болонье.

Первая часть тренинга сегодня была посвящена включенному слушанию. В интересной форме работы – попарное интервью – все участники не только перезнакомились, но и выяснили друг с другом важнейшие волнующие их темы, которые хотелось бы воплотить в театральной форме. Звучали и сомнения: можно ли и нужно ли делать театр для грудничков? Слушая рассказы участников друг о друге, я увидела, что в Омске существует достаточно развитая система работы театров с детьми, в том числе и терапевтической.

Вторая часть тренинга представляла собой просмотр лучших спектаклей зарубежного бэби-театра: в Европе история театра для малышей богаче, он в том или ином виде существует с 1980-х годов. Было очень любопытно посмотреть на способы вовлечения в театральную ситуацию самых маленьких зрителей, на реакцию детей на незамысловатые, но действенные приемы.


Интерпретация – это поступок
В программе пятой «Академии» немало образовательных мероприятий, направленных не на театральных профессионалов, а на более широкую публику. Таким стал и семинар режиссера, руководителя социально-просветительского отдела БДТ Бориса Павловича под названием «Как смотреть спектакль». Поскольку все участники расположились за одним столом в комнате № 51 театра драмы, ведущий шутливо назвал нашу встречу «застольным периодом для зрителей» – точно так же, как бывает застольный период при ознакомлении труппы с пьесой.

Борис Павлович не давал готовых рецептов просмотра, но опытным путем и провокациями выводил к выяснению того, что есть зрительская интерпретация спектакля.
Участники семинара рассказали о своих первых театральных впечатлениях, а затем был задан более интересный вопрос: чего вы ждете от театра (чего нет в других видах искусства)? Ответы получились самые разнообразные: зрителей привлекает и чувство сопричастности, и новый опыт, и «мясистая энергия», и опыт встречи со смертью (и победы над ней). Предложив сместить акцент на зрительское «я», на восприятие, ведущий вместе с участниками стал выяснять, что такое интерпретация. Разобрав ответы типа «дешифровка», «присвоение», Борис отделили интерпретацию от трактовки, определив первую как «ответный поступок», который, конечно, может выражаться не только в словах. Готовность человека к интерпретации произведения связана с готовностью рецепторов воспринимать, и потому идеальный зритель – человек, открытый миру (в данном случае – театральному опыту).

Два часа семинара пролетели очень быстро, а завершились исполнением произведения Джона Кейджа «4’33’’»: на этом примере ведущий доказал, что подготовленный, включенный в контекст зритель гораздо смелее и более открыт, чем это обычно предполагают.

Итак, к восприятию дальнейшей программы зрители были подготовлены. А завтра последует лекция театроведа Татьяны Джуровой о формах театральности (и ее границах) в современном театре обеих столиц.


Лес как предчувствие
Вечерний спектакль фестивальной программы сегодня предстал в необычном образе: это был показ постановки в Театр Польски (Вроцлав), записанный на видео. Зрители увидели профессиональную запись спектакля «Лесоповал», поставленного режиссером Кристианом Люпой по роману австрийского писателя Томаса Бернхарда (другой перевод названия романа – «Вырубка»).

Перед показом к зрителям обратилась Кристина Матвиенко, –  театральный критик, куратор Школы современного зрителя и слушателя Электротеатра «Станиславский». Она рассказала, что показы лучших польских постановок в Омске стали возможны благодаря помощи Польского культурного центра в Москве, и немного рассказала об истории спектакля. На краковском фестивале «Божественная комедия» «Лесоповал» получил приз как лучший спектакль, Люпа – как лучший режиссер и Петр Скиба – за лучшую мужскую роль (2014); а летом 2015-го постановка была представлена на Авиньонском фестивале.

Медитативный, погружающий спектакль длительностью более четырех часов – размышление на тему творчества в современном мире. Представление этой постановки в виде кинофильма имеет основания в художественной структуре спектакля: здесь играют важную роль видеовставки, которые при «живом» показе транслируются на большой экран в верхней части сцены. Спектакль об искусстве заключен в изысканную геометрическую форму: на сцене размещен огромный полупрозрачный куб, обращающийся к аудитории то одной, то другой стороной; художник спектакля – Петр Скиба (он же исполняет главную роль). От зрителей сцена отделена красной световой рамкой, словно экраном, возводя в новую степень условность истории о богемной жизни.

Томас Бернхард (как и его двойник-тезка в спектакле) безжалостно развенчивает мифы о богемной жизни, ставит ряд злободневных вопросов – о противопоставлении молодого бунтарства и зрелого соглашательства, о конформизме деятелей искусства в поиске чиновничьей благосклонности, и о творческом потенциале призыва «жить быстро, умереть молодым».
История об одном богемном ужине предваряется вставной новеллой о равнодушии и высокомерии в актерской среде. Молодая актриса, желавшая сделать тренинг по походке в Национальном театре, в растерянности говорит – я хотела научить их ходить, а то они все время только говорят... И действительно, длинный спектакль оборачивается царством сидения и словесных перебранок, в котором персонажи пользуются ногами только в крайних случаях.
Ужин, собранный по траурному поводу, превращается в пародию на светскую вечеринку: молодые писатели (несостоявшиеся бунтари), старые писательницы (лишенные оригинальности и заискивающие перед чиновниками), бывшая певица, без конца одергивающая своего мужа-музыканта – и актер, которого все ждут, не приступая к судаку. В стороне от этой компании – главный персонаж, горький и саркастичный голос автора, для которого главный сюжет спектакля имеет глубоко личное значение.
Миру душных гостиных и псевдоинтеллектуальных разговоров противопоставлена природа, а именно лес. Он появляется как образ творчества и в монологе молодой актрисы, и в пьяном откровении старого самовлюбленного артиста, который только в этом состоянии только и становится похож на человека. Природность, истинность в спектакле связана с обнажением: стоит главному герою разуться, и он переносится в прошлое, когда искреннее были и творчество, и отношения.
Погружая зрителей в собственное ощущение мира богемы – безысходного, безвыходного, заставляющего застревать в ловушке самолюбия, подменяющего творчество разговорами, – режиссер показывает единственный выход: бегство. И если не в лес, то хотя бы вдаль из душной гостиной.
Tags: Академия, Борис Павлович, Омский академический театр драмы, Фестиваль "Академия", бэби-театр
Subscribe

Posts from This Journal “Фестиваль "Академия"” Tag

promo rintra august 14, 2014 17:47 13
Buy for 100 tokens
В этом году мне и моей семье вдруг улыбнулась удача. Так сошлись звезды, что я выиграла поездку в Турцию от туроператора tui_travel. История удивительная, доказывающая, что чудеса случаются :) Мы выбрали июль (июнь к тому времени как-то кончился!) и решили дополнить наш дуэт до…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments