Вера Сердечная (rintra) wrote,
Вера Сердечная
rintra

V театральный фестиваль "Академия", Омск. 19 июня. Искусство вопрошания

Пятый фестивальный день вышел очень насыщенным, программа шла нон-стопом более двенадцати часов. И с каждым мероприятием крепло убеждение: театр – это не искусство ответов, а искусство вопросов. Потому что ответы каждый ищет и находит сам.

Как говорить о театре с детьми?
Продолжился семинар по театральной педагогике от Ольги Андрейкиной. Сегодня был минимум теории и максимум практики. Учителя учились этике обсуждения спектакля, тренировались в создании плана обсуждения и главное – отвечали себе на вопрос: «Зачем?» Зачем мы обсуждаем спектакль? Какая проблема лежит в корне, «в кочерыжке»? Зачем мы ведем детей в театр? Затем, чтобы просидеть три часа, – или за чем-то большим?

Ведущая семинара рассказала о дебатах программы Карла Поппера – такая форма работы, когда в споре о заведомо не имеющих ответа острых проблемах старшеклассники вырабатывают искусство выражения точки зрения, искусство дискуссии и оппонирования.
Важным акцентом методики обсуждения спектаклей является безоценочность: учитель, во-первых, должен по возможности «растворяться», лишь помогая детям сформулировать свои мысли, и, во-вторых, не допускать оценки мнений как «правильных» или «неправильных».

Учителя эти два дня сами были в роли детей: они играли. Игра «Белые носки» тренирует способность групповой эмпатии, угадывания. Игра по принципам сторителлинга с картинками (изображенную мизансцену надо было драматически обосновать) способствовала рождению интересных сюжетов, которые были сыграны тут же, педагогами; и неплохо сыграны! Расслабляясь и выходя из ситуации «вертикальной» взрослой жизни, взрослые расслабляются и подпитываются энергией в игре.

В качестве объекта обсуждения выбрали «Служебный роман» - фильм, хорошо всем известный. И тем не менее в процессе дискуссии все участники делали новые открытия, вспоминали подзабытое и смотрели на персонажей новыми глазами. И тренировали собственные навыки модератора: помним ли, что второй вопрос – всегда на слитие негатива? Что нежелательно задавать однозначные вопросы, с ответом «да» или «нет»?
Завершающая часть семинара – создание плана обсуждения спектакля в классе. Нашей группе достались малыши 6-9 лет; выбрали «Малыша и Карлсона». Метод, предложенный на семинаре, действительно работает: задав себе вопрос «Зачем?», мы быстро вычислили, что обсуждение спектакля выводит на мысль о том, что ребенок – это целостная личность, и что его «внутренний Карлсон» так же достоин любви, как и послушный и смирный Малыш.
Напоследок ведущая предложила педагогам глину – с заданием вылепить ту эмоцию, которая осталась у них после этих двух дней интенсивной работы.
После семинара учителя благодарили Ольгу Андрейкину, высказывались искренне и по существу: одна из участниц признала, что не любит фильм «Служебный роман», другая сравнила ведущую семинара с мастером боя на ножах, третья с чувством сказала, что Ольга – «грамотный человек». И все как одна сказали о том, что семинар вдохнул в них новую энергию, и что все они уже ждут первого сентября.

Как поставить спектакль на все времена?
Спектакль «Необыкновенный концерт» – не только один из старейших в России, но и самый посещаемый в мире: он попал по этому показателю в Книгу рекордов Гиннесса. И вот, спустя 27 лет после своих последних гастролей в Омске, театр Образцова привез этот спектакль в старейший сибирский театр. Более того, это произошло в день 70-летия спектакля, так что событие получилось не просто значимое, – знаковое.

А ведь в истории «Необыкновенного концерта» были и непростые периоды. Гомерически смешной спектакль-капустник, пародия на все возможные концертные жанры, который тогда еще носил имя «Обыкновенный концерт», в 1949 году неожиданно запретили за очернительство советской эстрады и отсутствие положительных героев. В итоге решение было найдено: положительным героем стал сам Сергей Владимирович Образцов – в образе конферансье, а постановка сменила имя на «Необыкновенный концерт»: такого в нашей жизни уж точно не бывает!

Режиссер спектакля В.Кусов писал: «Секрет «Концерта» заключен в удивительно точном, не сиюминутном жанровом попадании пародии». Несмотря на семидесятилетнюю историю, спектакль не теряет актуальности; сохранились концертные жанры, и остаются столь же смешными пародийные скетчи. Омские зрители с восторгом принимали известные с детства номера и, конечно, выступления обаятельного конферансье Эдуарда Апломбова. А нам удалось проникнуть за сцену и заснять тот слаженный труд, который рождает чудеса кукольного спектакля.

После спектакля и оваций театр кукол Образцова сделал зрителям еще один подарок - открытый показ "Танго", то есть раскрыл механику создания одного из номеров концерта.


После двух показов спектакля творческая группа театра Образцова пришла на встречу с журналистами и зрителями.

Они раскрыли два важнейших секрета долголетия спектакля. Первый из них – та творческая мощь, которая была заложена в «Необыкновенный концерт» изначально. Ведь этот спектакль, созданный в 1946 году, был сочинен поколением победителей, теми, кто вернулся с фронта, исстрадавшись по юмору, по искусству, по красоте. Весь этот заряд аккумулированной энергии творчества воплотился в постановке и держит ее до сих пор.

И второй секрет – постоянная трансформация текста в зависимости от места, где проходит «Необыкновенный концерт». Актеры рассказали, что в каждом городе они перед спектаклем узнают здешние шуточки, названия достопримечательностей; и в каждой стране спектакль идет на языке этой страны и с использованием местных реалий. Конечно, такой спектакль-трансформер, номера которого понятны публике всего мира без перевода, – истинный спектакль мира.

Зачем ставить мюзикл по антиутопии?
Одним из зарубежных гостей фестиваля стал Джон Уильям МакДэниел – американский музыкант, режиссер, композитор.

Он как раз провел в театре Северной Каролины премьеру мюзикла по антиутопии Хаксли «О дивный новый мир». Джон рассказал собравшимся о своем творческом пути, на котором – и мюзикл «Бриолин», и телешоу Рози О’Доннел, и награды Грэмми и Тони, а модератор встречи режиссер Василий Сенин осветил основные отличия в принципах театральной жизни Америки и России.

Американский театр заточен под успешность, под зрителя; но это вовсе не значит, что его произведения низкопробны. Высокая конкуренция порождает и высокий уровень продукта, и обращение к новым, сложным, неизведанным темам, – таким, как преобразование антиутопии в жанр мюзикла.


Где расположена точка невозврата?
Спектакль «Однажды мы все будем счастливы» по пьесе Екатерины Васильевой в постановке Вячеслава Чеботаря продолжил череду вечерних показов от ЦИМа. Снова – острые социальные проблемы, и снова на сцене две актрисы (Анастасия Пронина, Александра Кузенкина). Правда, сегодня это не два персонажа, а один: монолог Машки, девчонки не совсем благополучной, поделен на двоих.

Название пьесы не должно вводить в заблуждение: как истинная представительница уральской драматургической школы, Васильева далека от безосновательного оптимизма. И если вначале в зале слышится смех, то к концу истории зал замирает, придавленный не столько безысходностью финала, сколько логичностью его развития. Главная героиня воистину не ведает, что творит, – и текст раскрывает внутреннюю логику ее поступков со всей безжалостностью социального скальпеля, но безоценочно. А уж зрителю решать, что дальше с этой историей делать.

Режиссерское решение придает истории необходимый объем: монолог оборачивается внутренним диалогом. Две актрисы – две ипостаси: блондинка и брюнетка, ребенок и взрослая, «добрый» и «злой» внутренние голоса. Из оформительских приемов – только смена света. Нужно отметить точную работу с интонированием. Материнские нотации – «однажды мы все будем счастливы» – ложатся на ноты, одни и те же реплики произносятся то наивно, то угрожающе, то в унисон, воссоздавая своеобразный мир расколотого сознания.
Этот спектакль – своего рода социальное исследование; и особенно интересным будет наблюдать, где именно проходит точка невозврата, найти тот момент, в котором подростковая отчужденность оборачивается тотальным безразличием, оказывается непоправимой подменой ценностей. Есть ли этот момент в пьесе? Или лежит за ее пределами?

Кто может построить театр-булыжник?
Завершился театральный день спонтанно возникшим мероприятием, которое, однако, хорошо вписалось в логику фестиваля: это был первый закрытый показ фильма «Музыка в камне» из цикла «Театрон», спродюсированного телеканалом «Продвижение». Фильм представили его авторы и режиссеры – Елена Мамонтова (PR-директор фестиваля) и архитектор Игорь Вахитов.

Фильм посвящен удивительному оперному театру, который построила в китайском Гуанчжоу легендарная Заха Хадид. Крупные и нестандартные планы погружают зрителя в историю о пяти камнях, на которых, по преданию, построен город. Отталкиваясь от этой истории, Заха Хадид придумала театр, который снаружи напоминает два лежащих рядом булыжника – обтекаемых и совершенных по форме, но ассиметричных, как это всегда бывает в природе.
Получившийся театр – настоящее царство асимметрии; нет здесь ни одного прямого угла. Особенное внимание авторы фильма уделили огромному залу, который напоминает пещеру – со всеми уступами и неправильными формами; каждое зрительское место оказывается уникальной точкой. Сегодня в этом театре ставят известный мюзикл «Боевой конь».
Архитектурное решение, говорят авторы фильма, способствует тому, чтобы зритель, выходя из зала, не оказывался сразу вне воображаемого мира; волшебные линии, прочерченные Захой Хадид, и световые решения помогают создать особенное театральное послевкусие.
Натурные съемки в Китае дополняются интервью с китайскими актерами, архитекторами, режиссерами, и студийными врезками с поясняющим текстом Елены Мамонтовой; студийные съемки были проведены на Мосфильме в рекордно краткие сроки.

На обсуждении, которое состоялось после показа, аудитория высказывала мнения о проблемах освоения такого огромного и необычного театрального пространства, благодарила авторов фильма за интересный и отлично снятый материал. Пожелаем проекту удачи!
Tags: Академия, Омск, Омский академический театр драмы, Фестиваль "Академия", Центр имени Мейерхольда, театр кукол Образцова
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments