Вера Сердечная (rintra) wrote,
Вера Сердечная
rintra

V театральный фестиваль "Академия", Омск. 18 июня. Не упустить настоящее

Четвертый фестивальный день открылся и закрылся мастер-классами; а главной темой обоих сыгранных сегодня спектаклей стало ускользающее время.

От парты до сцены – один шаг

Фестивальный день начался с образовательной программы, причем дважды образовательной: кандидат искусствоведения Ольга Андрейкина обучала учителей.  В рамках двухдневного семинара «Театр и школа. Возможности театральной педагогики» ведущая пообещала показать педагогам, что и как можно сделать, чтобы воспитать в ребенке зрителя, развить в нем навыки эмпатии и тем самым помочь немного разобраться в самом себе с помощью театра.
Вначале все знакомились: оказалось, что приехали педагоги из разных концов области, и из самых маленьких сельских школ, – в одной из них всего 22 ребенка.

Затем последовало теоретическое введение. Приведу тезисы.

  • Педагог – тоже артист. Мы транслируем себя в зал и ждем аплодисментов.

  • Театр – лекарство для педагогов от профессионального выгорания.

  • Обсуждая спектакли с детьми, вы обязательно сделаете открытия.

  • Любой оценочный разговор о театре – это тупик.

  • Для разговора с детьми о театре вы должны… исчезнуть. Вы модератор, вы не должны навязывать свою позицию и даже помогать ребенку выразить мысль.

  • Для ребенка четвертая стена между сценой и залом – особенно плотная.

  • Лучше, чем театр, для развития эмпатии ничего не придумаешь.

  • Впечатления от театра застревают в детях непрожеванным комком: они что-то испытали, но не могут проанализировать. Иногда дети в театре закрываются от эмоций: она им непонятна и их раздражает. Мы должны помочь ребенку понять, что с ним случилось.

  • Мы пытаемся объяснить детям, что эмоции – это хорошо. Наша жизнь такому взгляду не способствует.

  • Театр – это тренажер эмоций, где их можно испытывать безопасно.

  • Зрительский талант есть у любого человека, и его можно развить.

  • Чем больше контраст между спектаклем и произведением, тем больше поле для маневра.

  • Когда ваши ожидания обмануты (разрыв шаблона), - поднимается интерес. Театр – искусство удивления.



Но семинар по большей части носит не теоретический, а практический характер, и это участники ощутили в полной мере. Ольга показывала педагогам практики, которые помогают и взрослым, и детям раскрепоститься, почувствовать в пространстве себя и другого, очертить большой и малый круг внимания, самовыражаться через игру, которая и составляет основу театра.


Время вспять
Нарушение исторической памяти – больная тема русской культуры. Виктор Рыжаков вместе со студентами своей мастерской в школе-студии МХАТ подошел к решению этой проблемы с неожиданного раскурса: со стороны живых носителей истории.
Для выпускного курса спектакль «Несовременный концерт» стал завершением серьезной работы, ведущейся с первого года обучения. Заданием для студентов было найти людей старше восьмидесяти и собрать у них интервью: что беспокоит и радует стариков? Каковы их ценности? Какие воспоминания волнуют их сегодня? В итоге получился трогательный вербатим с иллюстрациями, воссоздающими эпоху: песни, танцы, кино.

В оформлении спектакля важнейшую роль играет видеопроекция, с отрывками фильмов, хроник и неудержимо ветшающим (или молодеющим?) Лениным. Вообще, не всегда легко сказать, куда здесь движется время: молодые актеры мгновенно перевоплощаются в стариков, а потом в них же, но в юности; шамкающая речь и согнутая спина уступают место браво сдвинутым бровям и старым песням… Время обращается туда-обратно, внушая надежду – если не на вечную жизнь, то на долгую память о давно прошедших временах. При этом старики «сделаны» очень подробно – в пластике, в речи, в жестах; и происходит театральный обман, когда высокий блондин оказывается кряжистым ветераном, а юная брюнетка – взбалмошной старухой с дурными привычками.

Долгая работа студентов с интервью для вербатима привела к отбору интересного и разного материала: комического и трогательного, масштабного и частного. В итоге смешные и гордые, хитроватые и грубоватые старики и старухи выговаривают, устами актеров, коллективную мудрость своего поколения. «Родина – это там, куда вам нужно вернуться». «Надо меньше работать, надо себя любить, позволять себе…». «Никогда старухой не была!»

Получился спектакль-путешествие во времени, отлично спетый и сыгранный – на музыкальных инструментах, которые расположились тут же, на сцене. Возникает ощущение, что эти ребята умеют абсолютно все; в особенности в окончании спектакля, когда они, сбросив все маски, танцуют дедовский рок-н-ролл.

Такая вот вечная молодость.



Расшифровка тишины
Спектакль «Боги пали, и нет больше спасения» по пьесе британского драматурга Сельмы Димитриевич был первым совместным проектом Виктора Рыжакова и Елены Ковальской. Один из самых коротких спектаклей российской сцены, он играется в причудливом пространстве, с причудливыми интонациями, и заканчивается поеданием яичницы. И тем не менее это один из тех спектаклей, что способны перевернуть жизнь зрителя.
В Омске спектакль играется в помещении арт-кафе «Станиславский». Непривычное место: от зрителя актрис отделяет белая загородка, за которую публика смотрит, как любопытные соседи через забор.

Никаких театральных оформительских приемов – разве что смена света, да включенный вентилятор; в самом конце спектакля сменится локация. И тем не менее за полчаса  строится пугающе узнаваемая модель неудачного общения длиной в жизнь. Актерский дуэт (Светлана Иванова-Сергеева и Ольга Сухарева) с замечательной точностью играет провал в коммуникации, когда произносимые диалоги становятся лишь покровом для невысказанных сомнений, мучений, боли.

Текст двоится и троится; эксцентричная интонация героинь, выкрикивающих реплики с повышением тона, незаметно выталкивает зрителя с уровня эмоционального сопереживания и оставляет его наедине – нет, даже не с самим текстом, поскольку сам он является отвлекающим маневром. Все важное, все душераздирающее скрывается в тишине; меж строк-реплик зияет истина – об отношениях, о любви, о страхе и одиночестве. То, о чем невозможно говорить самым близким людям, и о чем все-таки говорят мать и дочь в последнем диалоге пьесы.
Почему «Боги пали»? Да потому, что некоторые вещи непоправимы, как и сумерки богов. Спектакль о невозможности коммуникации оборачивается призывом к общению: осмельтесь на откровенность, хотя это и почти невозможно; осмельтесь, пока все мы стоим по эту сторону загородки.

Мастер и его класс
Последним мероприятием этого дня стал мастер-класс Виктора Рыжакова и его мастерской. Как объяснил режиссер, для него такой жанр встречи логично раскладывается на «мастер» (цеховое имя театрального педагога) и «класс»; а раз есть учитель и ученики, то они и покажут, чему научились.

А научились – многому. Если на «Несовременном концерте» курс показал себя как потенциальный шоу-балет, то здесь зрители первым делом услышали прекрасный, потрясающе спетый хор. Затем увидели импровизации на тему щекотки и енота-полоскуна; эскизы по Фолкнеру и Платонову; эксцентричные танцы; услышали современную поэзию и вновь – удивительное пение: отрывки из грядущей премьеры «Современный концерт», где средствами музыки будет поверяться XX и XXI век.

Немудрено, что в репертуаре этого юного коллектива уже десять спектаклей. Увидев их в работе, немедленно влюбляешься в то ощущение свободы и драйва, которое они излучают; в тот профессионализм и ту самоотдачу, с которой они самовыражаются. Дело тут, скромничает Виктор Рыжаков, – не в мастере, а в уникальном формате школы-студии, где на каждого студента по два десятка педагогов. Так или иначе, но результат получился отличным; и хочется надеяться, что драйв, бешеную энергию и волю к работе ребята пронесут через годы.

Tags: Академия, Виктор Рыжаков, Омский академический театр драмы, Фестиваль "Академия", Центр имени Мейерхольда, театральная педагогика
Subscribe

Posts from This Journal “Фестиваль "Академия"” Tag

promo rintra august 14, 2014 17:47 13
Buy for 100 tokens
В этом году мне и моей семье вдруг улыбнулась удача. Так сошлись звезды, что я выиграла поездку в Турцию от туроператора tui_travel. История удивительная, доказывающая, что чудеса случаются :) Мы выбрали июль (июнь к тому времени как-то кончился!) и решили дополнить наш дуэт до…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment