Вера Сердечная (rintra) wrote,
Вера Сердечная
rintra

V театральный фестиваль "Академия", Омск. 15 июня: стирая границы

Музыка есть подлинная идея мира.
Фридрих Ницше

В первый день фестиваля стало ясно: «Академия» может объединять Европу и Азию, старые спектакли и новые, возрастных зрителей и малышей. Сегодня диалог культур звучал в музыке: солисты Большого театра пели в Сибири арии из русских, итальянских и французских опер.

У каждого свой спектакль
Перед официальным открытием прошла пресс-конференция на камерной сцене: разговор о прошлом, настоящем и будущем «Академии» и о том, почему, в сущности, этот фестиваль можно называть Академией театра. Журналисты задавали острые, интересные вопросы; диалог с прессой получился неформальный и по существу.

Министр культуры Омской области Виктор Лапухин напомнил журналистам, что фестиваль стирает границы между регионами и странами: в рамках «Академии» прошлых лет омичи увидели тридцать восемь спектаклей из самых разных мест. Афиша нынешнего, пятого фестиваля существенно пострадала от мирового кризиса: не смогли приехать американский театр, литовский. Но тем не менее «Академия» поддерживает свой международный статус: зрители увидят японскую версию «Чайки» Чехова и кинопоказы польских спектаклей, услышат польский джаз мирового уровня.
Виктор Прокопьевич остановился на вопросах финансирования (эта проблема весьма волновала представителей СМИ), рассказав о том, что в проведении пятой «Академии» участвовало и министерство культуры Омской области, и федеральный минкульт, и московский центр поддержки гастролей, а также был создан попечительский совет, что помогло привлечь частных меценатов. Он поблагодарил за информационную поддержку местные СМИ, – в частности, ГТРК Омск (12 канал), об эксклюзивной роли которого расскажем ниже.
Министр рассказал о том, что проведение фестиваля в Омске имеет интересные перспективы, поскольку отвечает современному курсу на децентрализацию больших театральных мероприятий. Если оргкомитет фестиваля примет форму некоммерческой организации, то «Академия» сможет претендовать на гранты, которые позволят ей выходить на более масштабный уровень. Кроме того, в Европе принята практика, когда театры ездят на фестивали за свой счет (за гранты, например), – этого принципа хотела бы придерживаться и «Академия».

Арт-директор «Академии» Ольга Никифорова напомнила, что девиз фестиваля – «Выбери свой спектакль»; постановки разные, причем впервые представлен театр для малышей (именно ими занимается направление Бэби Лаб). Отвечая на вопрос журналиста о том, зачем театру такие «шмакодявки», арт-директор заметила, что у нас совсем не учат понимать спектакли; а ведь театру нужно обучать, как и другим искусствам – есть же в школе уроки музыки и рисования. Бэби-театр – важнейшее направление мирового театрального развития, а кроме того, настоящий праздник для детей и мам: с этих спектаклей люди уходят счастливыми!
Образовательная программа «Академии» в этот раз направлена не столько на профессионалов театра, сколько на зрителей. Выход театра за пределы сцены, в широкий зрительский, социальный мир – это общемировая тенденция; именно о ней расскажут на фестивале представители Центра Мейерхольда и БДТ.
«Академия» объединит не только малышей и взрослых зрителей; он соединит свежие и остроактуальные постановки с уникальным, старейшим в России спектаклем «Необыкновенный концерт» театра Образцова.
PR-директор фестиваля, Елена Мамонтова, продолжила тему театрального диалога: именно в таком формате будут проходить и многочисленные творческие встречи. Показ японского спектакля и известнейших польских постановок поможет понять, к чему идет мировой и европейский, в частности, театр.

Отвечая на вопросы журналистов, Елена Станиславовна заметила – плох тот организатор, который, собирая афишу пятого фестиваля, не задумывается о шестом! И намекнула на возможность международных театральных проектов, собственного продукта фестиваля, – так, как это делается, например, для Эдинбургского. Но это уже задачи шестой «Академии», а пятая неудержимо близилась к началу…
И началась.

Звук, опера, мотор!
На авансцене большого зала театра драмы собралась труппа театра. Первые слова губернатора Омской области Виктора Назарова, когда он поднимается на сцену, – о том, как почетно стоять на сцене с настоящими профессионалами. Он констатировал, что «Академия» – одно из самых ярких культурных событий региона, что омичи любят и ждут фестиваль, а также процитировал Гоголя: «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Двенадцать дней добра напророчил губернатор – и пожелал артистам хорошей сцены и ровного пола.

Народный артист России Валерий Алексеев поблагодарил аудиторию: сегодня артисты подарили зрителям цветы в знак уважения и благодарности. И, по традиции, труппа театра приветствовала участников фестиваля: «Академия» открыта!

Открытие фестиваля и концерт солистов Большого театра видели не только посетители театра драмы, но и все заинтересованные телезрители региона: он транслировался в прямом эфире ГТРК Омска (12 каналом). Прямая телетрансляция театральных событий – дело технически непростое, затратное, но очень ценное и важное.

В этом году она позволила зрителям всей области увидеть главное театральное событие региона.

И было на что посмотреть, а главное, послушать.
Омский государственный симфонический оркестр проявил свое мастерство и в «сольных» номерах, без вокала, – таких, как увертюра к опере Верди «Сила судьбы», – и в сопровождении арий мирового репертуара, не раз заслужив аплодисменты зала.
Дирижер Большого театра, победитель конкурсов хорового дирижирования и лауреат II премии Международного конкурса дирижеров имени Димитриса Митропулоса, Александр Соловьев успевал все: направлять музыку взмахами пальцев, встречать и провожать солистов, даже объявлять номера «на бис». Фрегат оркестра двигался вместе с этим лихим капитаном от русской гавани в итальянские и французские музыкальные берега.

Меццо-сопрано Светланы Шиловой раскрывалось и в ариозо Ольги из «Евгения Онегина» Чайковского, и в арии Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса, но особенно впечатлило в знаменитой хабанере из «Кармен» Бизе – пожалуй, самой известной арии мировой оперы.
Тенор Олега Долгова раскрыл свой драматический потенциал и глубину и в арии Германа из «Пиковой дамы» Чайковского, и в арии Каварадосси из первого действия «Тоски» Пуччини, и в арии Калафа из «Турандот» Пуччини; овации омичей были тому подтверждением.

Настоящей любимицей публики успела стать за этот вечер Анна Аглатова, дважды номинант Золотой маски, чье сопрано звучало и страстно, и нежно: каватина Розины в опере Россини «Севильский цирюльник» сменялось прощанием Манон из «Манон Леско» Массне, а затем испанским болеро Делиба...
Звучали дуэты и трио; двух- и трехголосье сменялось каноном, вырывая публику из повседневности и унося к дальним берегам, где бушуют страсти, где любят нежно и горько, где девушки непокорны, а мужчины пылки и решительны.

В зале было немало зрителей из музыкальной сферы: в антракте кто-то говорил об акустике зала, кто-то утверждал, что на си бемоль си голос пропадает. И сразу было ясно, что в Омске все в порядке с культурой музыкального театра. Но даже такие взыскательные слушатели раз за разом аплодировали солистам, вызывали их на бис; партер вставал и кричал «браво!»

Что может заставить русского зрителя два часа слушать пение на чужом языке, замерев и восхищенно? Только чудо! То самое чудо, которое несет в себе театр, и за которым люди возвращаются вновь и вновь.
Tags: Академия, Большой театр, Омск, Омский академический театр драмы, фестиваль
Subscribe

Posts from This Journal “Омск” Tag

promo rintra august 14, 2014 17:47 13
Buy for 100 tokens
В этом году мне и моей семье вдруг улыбнулась удача. Так сошлись звезды, что я выиграла поездку в Турцию от туроператора tui_travel. История удивительная, доказывающая, что чудеса случаются :) Мы выбрали июль (июнь к тому времени как-то кончился!) и решили дополнить наш дуэт до…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments